четверг, 23 сентября 2010 г.

Что мешает развитию предпринимательства в г.Энергодаре?

О проблемах развитии предпринимательства в г.Энергодаре и о том, как сделать более эффективным взаимодействие власти и бизнеса на территории, размышляют активисты городской общественной организации «Экспертный совет Сергея Тигипко».

«Три кита» в отношениях власти и бизнеса

Александр ОБОРКИН:

– На наш взгляд, существуют три условия, без которых невозможно говорить о развитии малого и среднего бизнеса на любой территории, включая, естественно, г.Энергодар. Это, во-первых, всемерная поддержка местного предпринимательства со стороны властных структур; во-вторых, внятная инвестиционная политика; и, наконец, либеральная разрешительная система, которая устраняет излишние преграды на пути развития бизнеса и создает условия для прихода на территорию инвесторов. Это, образно говоря, «три кита», на которых должны базироваться отношения власти и бизнеса.

Что мы имеем на сегодняшний день в Энергодаре? О поддержке предпринимательства много говорится, создаются соответствующие структуры в исполнительных органах власти, но на деле оказывается, что спасение бизнеса оказывается в руках самого бизнеса, и реальной поддержки от властных структур он не находит.

Мы считаем, что сложившуюся в городе ситуацию в отношениях власти и бизнеса необходимо менять коренным образом.

Олег МАКУШЕНКО:

– В исполкоме есть структура, которая, по идее, должна заниматься проблемами бизнеса, – это совет по предпринимательству. Но реально он не работает, вернее, не выполняет самую важную функцию, – консультативную. По сути, этот совет должен стать центром, в котором каждый желающий заниматься бизнесом может получить все необходимые консультации и правовую поддержку от высококвалифицированных юристов, которые внятно и понятно для инвесторов могли бы трактовать законодательство и «правила игры».

Иван САМОЙДЮК:

– Мы пронимаем, что привлечь юристов высокой квалификации и грамотных управленцев для работы в органах местного самоуправления – дело весьма проблематичное, учитывая неподобающий уровень оплаты труда во властных структурах. Но если мы хотим, чтобы власть действительно вела себя профессионально, и не на словах, а на деле занималась вопросами развития предпринимательства и привлечения на территорию инвесторов, то придется искать пути решения данной проблемы.

И могу сказать, что у нас есть видение и понимание того, каким образом обеспечить привлечение к работе в исполнительных органах власти высококвалифицированных специалистов и управленцев.

Почему в Энергодар не идут инвесторы?

Олег МАКУШЕНКО:

– Если обрисовать круг проблем, с которыми сталкивается сегодня бизнес в Энергодаре, то они сводятся к следующим. Первое: очевидно, что искусственно ограничены возможности для прихода в город внешних инвесторов. Самый серьезный камень преткновения – это отсутствие рынка земли, совершенно непонятные, непрозрачные схемы решения «земельных» вопросов. Достаточно вспомнить недавнюю ситуацию в горсовете, когда по нескольку месяцев не принимались решения по земельным вопросам, а потом несколько сотен таких решений приняли, что называется, одним махом – голосованием списком. Это разве профессиональный подход к делу?

Далее. Никогда вообще не обсуждался у нас вопрос о привлечении на территорию инвесторов посредством определенных льгот и преференций, которые могут предоставляться на уровне органов местного самоуправления.

Мы должны понимать – к нам никто из инвесторов сам не придет. Уже многие пытались это сделать, но каждый раз наталкивались на стену. Это мог быть и чиновничий произвол, и коррупция, и даже прямое вымогательство. Но уж никак – не стремление реально помочь. В этом смысле Энергодар имеет «дурную славу» у инвесторов.

Александр ОБОРКИН:

– Есть такой юридический термин: земля следует за объектом. У нас проблемой стала не только покупка земли для ведения предпринимательской деятельности, но даже ее аренда. Для бизнеса здесь создаются искусственные преграды, люди годами не могут отстоять свои законные права на землю. И бюджет сегодня недополучает от этого значительные суммы.

В последнее время, правда, ситуация в горсовете стала меняться – предприниматели, наконец, начали получать землю.

Иван САМОЙДЮК:

– Мы затронули действительно серьезную проблему, решение которой по силам местным органам власти. В самом деле, инвесторов на территорию можно привлечь разными способами и инструментами. Например, умело использовать механизм аренды земли, коммунальный налог и т.д.

Сегодня многие муниципалитеты формируют специальные условия для привлечения на территорию инвестиций. К примеру, готовят площадки под развитие производств, услуг, необходимых данной территории.

Я знаком с некоторыми российскими проектами в этом направлении, когда под определенные инвестиции готовится всё – земельные участки, коммуникации, различные расчеты по исследованию рынка, включая и возможные риски.

То есть, власть и у нас должна сформировать, посредством своих инструментов, условия и возможности для привлечения инвестиций.

Я считаю, что в Энергодаре существуют замечательные предпосылки к этому. У нас в городе достаточно человеческих ресурсов с высоким творческим, интеллектуальным потенциалом, развитая социальная инфраструктура, сравнительно новый жилой фонд, нет дефицита в энергоресурсах, высокий уровень средних доходов населения и, наконец, у нас богатые соседи – Каменско-Днепровский район и город Днепрорудный. То есть мы находимся в зоне благополучия, и это можно и нужно максимально использовать на благо городу и региону.

Как пробить стену чиновников?

Олег МАКУШЕНКО:

–В целом политика местных властей была банально простой – «не пущать» чужих и всячески «зажимать» своих. Фактически бизнес в городе контролировался узким кругом людей, которые работали, прежде всего, на себя.

Как должно быть организовано дело в идеале? Органы местного самоуправления, в нашем понимании, должны предоставить инвестору полный пакет документов, которые дают совершенно ясное, прозрачное представление: городу нужно то-то, мы вам даем то-то, и город от вас получает то-то. Инвестор при этом четко понимает, на что он идет и что от всего этого получит.

Иван САМОЙДЮК:

– Столь же прозрачной должна быть и регуляторная политика. На местах можно организовать, в рамках государственных нормативных актов, совершенно иной подход к формированию регуляторных действий. Что мы имеем сегодня? Предприниматель сдает необходимые документы и сам бегает по инстанциям: к пожарным, в санстанцию, в налоговую инспекцию, по разным лабораториям и т.д и т.п. Для тех, кто, образно говоря, уже прошел «школу выживания», это воспринимается как само собой разумеющееся. А каково в такой ситуации приходится начинающему предпринимателю? Или инвестору, который решился войти в наш город?

Так вот: все эти функции должны взять на себя муниципальные органы по поддержке предпринимательства. Тогда предприниматель получит реальную поддержку. И заинтересован в этом должен быть не только бизнесмен, но и сами органы местной власти. Ведь каждый новый субъект предпринимательской деятельности – это дополнительные рабочие места, это новые услуги и, наконец, это поступления в местный бюджет.

Поэтому нужно развернуть саму систему формирования отношений власти и бизнеса. И задача власти – обеспечить все необходимы условия предпринимателю для того, чтобы он как можно быстрее начал работать.

Александр ОБОРКИН:

– Нужно понимать и другое. Если власть с силу каких-то причин отказывает предпринимателю или препятствует тому, чтобы он начал работать, это не означает, что тот махнет на все рукой и закроет бизнес. Зачастую предприниматель просто «уходит в тень». А это значит, что он не будет платить налоги, а станет, скажем так, разносить деньги конкретным чиновникам.

Так какой мы путь выбираем: наполнять карманы чиновников или добиться того, чтобы средства от предпринимательской деятельности поступали в бюджет? Ответ здесь для нас очевиден.

Если мы спросим, чего на самом деле не хватает в Энергодаре предпринимательству для его нормального развития, то ответ будет прост – свободы. Прежде чем начать дело, процентов 70 всех своих затрат предприниматель направляет на никому не нужную «бумажную» работу, вместо того, чтобы работать над бизнес-планами и проектами. Освободить предпринимателя от лишнего «бумаготворчества», максимально облегчить процедуру получения разрешительных документов – это и означает дать ему реальную свободу.

Здоровый протекционизм – явление нормальное

Александр ОБОРКИН:

– Стоит, видимо, еще обратить внимание, как говорится, на поддержку собственного производителя. Имеется в виду здоровый протекционизм со стороны местных органов власти, когда при прочих равных условиях предпочтение по участию в конкурсах и тендерах отдается местным предпринимателям. Это нормальный принцип, который используется в цивилизованном обществе, когда действительно есть желание исключить коррупционные схемы.

Если мы знаем, что местные предприниматели прекрасно справятся с обеспечением продуктами питания, скажем, детских садов и школ, то зачем местным органам власти привлекать к этому делу запорожцев? Только в случае, когда местный бизнес не может справиться, можно приглашать предпринимателей со стороны.

Олег МАКУШЕНКО:

– А мне вот интересно, пресса когда-нибудь приглашалась хоть на один тендер?

Мне кажется, если в тендере участвует всего лишь один претендент с заведомой выгодой для себя, то нет смысла в «прозрачности» тендерной процедуры.

Иван САМОЙДЮК:

– Должны быть публичными не только контракты на закупку товаров и предоставление услуг коммунальными предприятиями и бюджетными структурами, но и условия договоров сдачи коммунального имущества в аренду, в концессию и т.д. И каждый житель города вправе знать, какой «кусок» коммунальной собственности, на каких условиях и на какой срок передан той или иной бизнес-структуре.

При этом каждый предприниматель должен иметь гарантии, что, при желании, через какой-то срок и он сам может поучаствовать, скажем, в конкурсе на аренду того или иного помещения.

Словом, все, что касается использования бюджетных средств и аренды муниципального имущества, должно быть публичным, открытым и «прозрачным». И должна быть четкая схема, по которой каждый желающий может получить нужную ему информацию по данному вопросу. Такой механизм должен быть разработан местными органами власти.

Александр ОБОРКИН:

– Выводы напрашиваются сами собой. Нам нужно, во-первых, обеспечить предпринимательскую среду прозрачными решениями, понятными для всех процедурами. Во-вторых, властные структуры не должны вмешиваться в дела бизнеса, тем более, не должны мешать ему развиваться. Бизнес сам себя отрегулирует. Для того, чтобы не мешать, можно подумать о создании под эгидой того же совета по предпринимательству структуры, которая могла бы обезопасить бизнес от «наездов» определенных органов и чиновничьего произвола. То есть, не сам предприниматель будет искать пути, как защитить себя, а он будет уверен, что есть специалисты, которые смогут заняться этим профессионально.

Комментариев нет:

Отправить комментарий