четверг, 30 сентября 2010 г.

«Сэкономив на образовании, разоримся на тюрьмах»

В канун профессионального праздника – Дня работника образования эксперты городской общественной организации «Экспертный совет Сергея Тигипко» собрались за круглым столом, чтобы обсудить вопросы развития и совершенствования системы образования в г.Энергодаре и роль, которую могут и должны играть в этом процессе органы местного самоуправления.

Вернуть учителя к детям, а науку – в школу

– При всем кажущемся благополучии системы образования в нашем городе очевидны проблемы, с которыми она сталкивается. Их озвучивают и педагоги, и ученики, и их родители. И суть существующих проблем сводится к одному: качество образования падает, а сама система все больше бюрократизируется. Как можно изменить ситуацию? Что реально могут предпринять в этом направлении органы местного самоуправления?

Татьяна ПЛАХОТНАЯ:

– Во главе всей системы образования должен стоять ребенок. Сегодня действительно очевидно: качество знаний учащихся падает. И причина этого в том, что ученик, по сути дела, отодвинут на второй план. Система современного образования, и Энергодар здесь не исключение, поставлена так, что для педагога главное – это не научить ученика, а написать хороший отчет, подготовиться к семинару или успешно пройти аттестацию или проверку. Парадокс? Безусловно. Но это факт.

Сегодня задача номер один – вернуть учителя в класс, к детям. Чтобы педагог больше внимания уделял не написанию бумаг, справок и отчетов для проверяющих, а чтобы больше времени проводил с детьми.

Мы много говорим о новых технологиях, о компьютеризации учебного процесса и т.п. Но, как показывает практика, сегодня еще не все учителя владеют компьютером, поэтому у них зачастую просто нет возможности использовать новые, передовые методы обучения. А все потому, что практически отсутствует связь школы с наукой. Даже те экспериментальные площадки, которые существовали еще несколько лет назад в нескольких школах и детских садах города, на сегодняшний день закрыты.

И первое, что нужно сделать, – это возобновить в учебных заведениях города функционирование экспериментальных площадок, работающих по методам М.Гузика, С.Подмазина, М.Курыка и т.д. Эта работа успешно проводилась в ряде учебных учреждений города – в общеобразовательных школах №№1, 5, 2, 7, в гимназии «Гармония», в детских дошкольных учреждениях №№8, 12, 14, 16.

Особого внимания заслуживает внедрение новых методик (например, система тьютора). Эта система предусматривает всестороннее развитие ученика. Обучение современных старшеклассников требует новых подходов, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи». В этом подходе учитель – тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, налицо процесс превращения ребенка из ученика в учащегося. Необходимо создать такие условия, чтобы учебные заведения работали по принципу: «каждый ребенок талантлив, и задача школы – этот талант раскрыть».

Сегодня все упирается в финансирование. И хотя в городской программе развития образования до 2015 года содержится пункт о том, что будут внедряться передовые методы обучения, но механизма того, каким образом это должно осуществляться, нет до сих пор. А средства, как мне представляется, должны выделяться на конкретные направления, заключаться соответствующие договора с Академией педагогических наук, как это делалось раньше.

При этом мы должны не просто «грузить» ученика знаниями, а делать все возможное для того, чтобы эти знания применялись на практике.

Владимир ТИМОШЕНКО:

– Я бы хотел обратить внимание на то, что в последнее время все меньше уделяется внимания в наших школах специальным дисциплинам, требующим лабораторного оборудования, а также трудовому обучению и физическому воспитанию детей.

Да, это очень хорошо, что у нас постоянно обновляются компьютерные классы. Но кто вспомнит, когда в последний раз в наших школах переоснащался кабинет физики или химии? Почему на эти цели не выделяются средства?

К примеру, возьмем трудовое обучение, особенно мальчиков. Во многих школах уже и следа не осталось от станков по обработке дерева и металла, а мальчиков, чтобы не бездельничали, нагружают рукоделием – шитьем, вышиванием и т.п. Конечно, это тоже может быть полезно, но мы же воспитываем будущих мужчин.

Многие родители учеников жалуются, что в школах не хватает даже элементарного – мячей для занятий подвижными видами спорта. А те, которые есть, зачастую некачественные.

Проблема не в объемах финансирования, а в том, как используются бюджетные средства

– Энергодар всегда отличался тем, что значительная часть местного бюджета шла на нужды образования, и на эти цели, как правило, приоритетно распределялись средства при корректировке городского бюджета. Почему же сейчас не хватает средств даже на самое необходимое?

Иван САМОЙДЮК:

– Образование действительно использует много средств из городской казны, но мы должны смотреть на составляющие этого финансирования. Куда уходят выделяемые средства? На заработную плату работникам образования или на двойные тройные ремонты одной и той же кровли? То есть для того, чтобы система образования получала реальные деньги, нужно навести порядок в каждой статье расходов бюджета – как по коммунальным предприятиям, так и по социальной сфере. И приоритет должен быть отдан таким направлениям, как социальная поддержка незащищенных слоев населения и нужды образования.

Сергей ХОЛОД:

– Как сказал один из выдающихся политических деятелей начала 20-го века, кто экономит на образовании, тот разорится на тюрьмах. А в последнее время мы как раз наблюдаем тенденцию, когда на образовании пытаются экономить. Если до 2005 года при утверждении городского бюджета приоритетно рассматривались статьи расходов именно на образование, то сегодня все иначе, и образование все больше переходит на финансирование по остаточному принципу, как те же культура и спорт.

Иван САМОЙДЮК:

– Как мне кажется, нужно понимать и другое. Сегодня на общегосударственном уровне проблема образования достаточна актуальна. Для того, чтобы добиться качества, необходимо провести ряд реформ в государственной системе образования. Вряд ли разумно, скажем, обучать 19-20-летних молодых людей, которые не хотят учиться. Это деньги, потраченные впустую.

Средства, выделяемые на образование, не должны расходоваться бездумно – должна просчитываться каждая копейка. И ориентация должна быть на конечный результат – на образованных людей, специалистов, которые могут быть полезны обществу, а не стать для него обузой.

Татьяна ПЛАХОТНАЯ:

– На самом деле, система образования в Энергодаре финансируется должным образом. Но другой вопрос – на какие цели направляются средства, почему постоянно урезаются статьи расходов, которые должны быть приоритетными.

Возьмем, например, питание школьников. Энергодар был и остается одной из немногих территорий, где охват питанием школьников достаточно высок. И есть категории детей, которые традиционно обеспечивались питанием за счет бюджетных средств. Но в последние годы эти категории существенно сокращены – сегодня бесплатно не кормят детей, которые стоят на учете у фтизиатра; детей, у которых родители инвалиды и др. При этом суммы, выделяемые на питание льготных категорий детей, значительно увеличились.
Или посмотреть на такой вопрос, как материально-техническое оснащение учреждений образования и ремонты. На эти цели действительно выделяются большие суммы. Но как используются эти средства, и почему вопросы об их использовании решают не сами педколлективы, а чиновники и даже люди, далекие от образования, – это другой вопрос. И при этом средства на социальную поддержку учителя, на повышение его образовательного уровня и квалификацию практически не выделяются. Мы понимаем, что предусмотренного государством повышения квалификации учителей раз в 5 лет на сегодняшний день явно недостаточно. И заботиться о том, чтобы учителя учились и шли в ногу со временем, должны местные органы власти.

Гранты для одаренных детей и льготные кредиты на обучение


– Какие на местном уровне можно использовать способы поддержки одаренных учеников, их последующего обучения в вузах и, в конечном счете, решения кадровой проблемы для города?

Татьяна ПЛАХОТНАЯ:

– Главным критерием в оценке труда педагога был и остается ученик, а не способность учителя хорошо отчитаться или пройти плановую проверку. Поэтому стимулировать и поощрять нужно как одаренных детей, так и их наставников. Сегодня получается, что вести дальше одаренного ученика, привлекать его к участию в престижных олимпиадах и конкурсах – это проблема самого учителя. Учитель сам ищет спонсоров и меценатов, оббивает пороги чиновников, просит помощи у родителей, чтобы талантливый ученик смог реализоваться в полной мере. Хотя очевидно, что это должно стать заботой органов местного самоуправления. С этой целью можно предусмотреть выделение грантов на обучение одаренных детей (призовые места в малой академии наук, участие в олимпиадах и т.д.)

Иван САМОЙДЮК:


– Не нужно тешить себя иллюзией, что мы в одночасье сможем решить все проблемы. Мы видим, какая непростая ситуация в государстве. Но многое можно и нужно сделать на местном уровне, если подходить к решению проблем компетентно и комплексно.

Да, одним из приоритетом в образовательной сфере должна стать поддержка одаренных детей. Но немаловажно уже сегодня дать гарантию тем родителям, которые по тем или иным причинам видят, что не смогут дать одаренному ребенку достойное высшее образование, затем обеспечить его работой. Практика показывает, что в этом деле должно быть обоюдное участие – и со стороны самих родителей, и со стороны громады. Чем город может помочь таким детям? К примеру, предоставить долгосрочные дешевые кредиты на обучение с гарантией того, что будущий специалист вернется в город и будет работать на его благо, постепенно возвращая кредит. Предоставление таких муниципальных кредитов должно стать системой.

Для того, чтобы у города были возможности в достаточной мере финансировать социальные программы, в том числе и по материальному стимулированию педагогов и одаренных детей, необходимо рачительно подходить к расходованию бюджетных средств. Это неправильно, когда мэр или городской совет определяют приоритеты в сфере образования и решают, сколько и на какие цели выделить средств. Сами педагоги должны это решать и готовить соответствующие предложения.

Видимо, есть смысл создать совет педагогов или иной консультативный орган, который бы работал, скажем, при городском голове и готовил предложения по актуальным вопросам образования, включая вопросы выделения и распределения бюджетных средств.

Сергей ХОЛОД:

– Такие советы могли бы решать многие вопросы, в том числе, и связанные с кадровым резервом. Сегодня мы и в целом по стране и в городе, в частности, сталкиваемся с такой проблемой, как дефицит кадров по многим направлениям, в том числе и в самой системе образования, где кадровый состав стремительно «стареет». Привлечь молодых специалистов в «дефицитные» сферы деятельности зачастую очень проблематично – у многих нет ни стимула, ни возможности реализовать себя «в провинции». Вот почему актуальным становится вопрос подготовки кадрового резерва. И востребованных специалистов мы можем привлечь, в частности, путем льготного кредитования на обучение.

Татьяна ПЛАХОТНАЯ:

– Я убеждена, что подобные консультативные органы или советы при директоре должны быть созданы в каждом учреждении образования. Именно они и будут определять приоритеты использования выделенных средств.

Механизм распределения и использования бюджетных средств должен быть ясным и понятным – начиная с мэрии, управления образования и заканчивая конкретной школой или детским дошкольным учреждением.

Стимулы и бюрократические препоны

Татьяна ПЛАХОТНАЯ:


– В силах органов местной власти обеспечить должную материальную поддержку педагогов, которая заключается в использовании дополнительных возможностей стимулирования труда учителя. Не секрет ведь, что на 1000 гривен в месяц (а это сегодня ставка учителя) требовать полной отдачи от педагога невозможно. И в силах местных органов власти – искать и находить средства для этого. Но получается так, что с каждым годом урезаются средства на дополнительное стимулирование труда учителей, и самыми незащищенными в этом смысле остаются другие работники сферы образования (обслуживающий персонал, медработники, лаборанты, библиотекари и т.д.). Если, скажем, учителя хотя бы раз в год материально поддерживаются по 57-й статье, получая оклад на оздоровление и плюс вознаграждение (раньше оно было в размере оклада, а в настоящее время, по решению городского совета, всего на уровне 30 процентов оклада), то другие работники образования не имеют даже этого. А почему так? Ведь все работники образования работают, в конечном счете, на ученика.

С другой стороны, очевидна бюрократизация системы образования. В то время, как по школам идет сокращение дополнительных учительских ставок, которые работали непосредственно на ученика, штат управления образования постоянно расширяется. За последние годы в управлении образования увеличен штат хозгруппы с 4 до 30 человек, методкабинета – с 5 до 30 человек. Возникает вопрос: зачем? Ведь в каждой школе есть завуч по методической работе, есть методический центр, есть заместители директоров, которые курируют процесс обучения и воспитания. Или посмотрим на другой факт. Раньше всеми вопросами, связанными с питанием детей в школах, занималось коммунальное предприятие «КШП». Теперь в управлении образования создан отдел питания в составе 8 человек, работники которого только перекладывают друг другу бумаги… Вот и «рациональное» использование бюджетных средств.

И получается так, что зачастую чиновники от образования вместо того, чтобы помогать педагогам, на самом деле пытаются ими управлять, а то и просто мешать. На сегодняшний день по школам идут бесконечные проверки – по 2-3 в месяц. Это угнетает учителя, не дает ему возможности максимально внимания уделять ученикам. Процесс обучения во многом творческий и для этого нужна определенная свобода. А от органов местного самоуправления требуется не вмешательство и ручное управление делами учреждений образования, а реальная помощь.

И когда мы это поймем, то сможем поправить дела в системе образования и сделать профессию педагога действительно достойной ее высокого предназначения.
Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег с профессиональным праздником и пожелать педагогам здоровья, успехов в их нелегком деле, творчества и оптимизма!

Комментариев нет:

Отправить комментарий