четверг, 7 октября 2010 г.

Сильный лидер – сильная команда – сильный Энергодар – сильная Украина

Лидер городской партийной организации ПП «Сильная Украина», член областного Бюро партии «Сильная Украина», председатель наблюдательного совета ООО «Комбинат общественного питания Запорожской атомной электростанции» Иван САМОЙДЮК принял решение баллотироваться на должность городского головы г.Энергодар. Его кандидатуру на эту должность единогласно выдвинули однопартийцы.


Дороги, которые нас выбирают

– Иван Игнатьевич, Вас трудно назвать человеком публичным. Во всяком случае, до сегодняшнего дня Вы не высказывали желания идти в большую политику, вас редко можно было видеть на каких-либо значимых общегородских мероприятиях. Говорят, что Вы весь в работе, в бизнесе. Так ли это? Расскажите о себе, о своем жизненном пути, семье, о пристрастиях. Словом, о том, какие жизненные обстоятельства, на Ваш взгляд, могут выделить человека из толпы и сделать из него сильную личность.

– Действительно, для меня работа – это и дело, которому служу, и увлечение, и досуг. Мне действительно интересно заниматься тем, чем я занимаюсь. И в этом смысле работа для меня – всё.

Конечно, мне пришлось через многое пройти, прежде чем стать тем, кем стал. Зачастую жизнь вносила свои коррективы и в мои взгляды, пристрастия, и в отношения с людьми. Многое приходилось делать путем проб и ошибок, «набивать шишки». Наверное, так и закаляется характер.

Но основные черты характера и жизненные принципы были заложены во мне родителями, они формировались в нашей большой семье.

Родился я в 1963 году на Ровенщине, в селе Острив, в семье колхозника. Отец Игнат Иванович работал агрономом в колхозе, как раз рядом с тем местом, где сегодня располагается Ровенская АЭС. К сожалению, отец рано ушел из жизни. Я тогда еще учился на втором курсе института. В семье у моих родителей было пятеро детей, и я – самый младший. Мама Феодосия Борисовна и сегодня живет в родном селе, ей 84 года.

Мне нравилось учиться, я всегда относился к учебе серьезно и с интересом. Хотя было нелегко: в «восьмилетку» приходилось ходить за три километра, а в среднюю школу – семь километров туда и обратно. Уроки зачастую приходилось делать на переменках, потому что дома нужно было помогать по хозяйству. Тем не менее, школу я закончил с золотой медалью.

В Киевский торгово-экономический институт поступил с первого экзамена. Но выбор этот скорее был случайным, чем осознанным. Я бы даже сказал, что случай из разряда анекдотичных.

Изначально я подавал документы в военкомат для поступления в Московский военный вуз – хотел стать военным юристом. Но в военкомате нашли «что-то не так» в моей биографии и предложили отслужить сначала в армии, вступить в партию, а уж затем попытаться поступить в военный вуз.

Поэтому я решил для себя так: попробую испытать себя, поступив в вуз, где самый высокий конкурс. Получилось так, что моя одноклассница везла в Киев документы для поступления в торговый институт, и я поехал с ней, но, надеясь поступить в медицинский. Но поскольку в торговом документы принимали только с утра, а в медицинском весь день, мы решили вначале поехать в ее вуз. Я посмотрел, что в торговом достаточно высокий конкурс и решил там остановиться. В результате я поступил, а одноклассница нет.

И уже в процессе учебы, благодаря друзьям, которых там нашел и компании единомышленников, которая там сложилась, я уже после первого курса понял: нет смысла куда-то переводиться.

Вот так, случайно или нет, но не я выбрал дорогу, а она меня.

К слову, зародившаяся в годы учебы студенчества дружба, оказалась крепкой. Мы до сих пор раз в году обязательно встречаемся с однокурсниками, вместе проводим время, общаемся и учимся друг у друга.

А уже в прошлом году я получил еще одно высшее образование – окончил Киевскую академию Управления при Президенте Украины.

Культ рода и семьи

– Когда я поступил в торгово-экономический институт и сказал об этом отцу, он только пожал плечами. Это означало, что я теперь сам ответствен за свою судьбу, и никто мне не указ. И я это воспринял как его отцовское благословение.

Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что долгое время жил по принципу – соизмерять свои поступки, дела и помыслы с тем, как посмотрел бы на все это мой отец. У нас вообще в семье чувство рода, семьи всегда культивировалось. Мы почитаем предков – знаем историю рода от пра- прадедов. И я, собственно, воспитывался на том, что глава семьи – отец, он незыблемый авторитет. И он для меня остается таковым по сей день.

Я был бы счастлив, если бы мои дети относились ко мне так же.

Кстати, у нас с супругой Татьяной Николаевной, с которой мы прожили вместе 23 года, двое замечательных сыновей. Старший Саша, студент 5 курса Академии муниципального управления г.Киева; младший, Иван учится на 1 курсе юрфака Киевского национального экономического университета.

Первый трудовой экзамен запомнился на всю жизнь

– Годы учебы в вузе пролетели быстро, и меня направили на работу по распределению в Коми АССР, в район Воркуты, на должность заместителя начальника Отдела рабочего снабжения Печорского Плаврейда.

Район северный, не курорт, но я и не искал легких путей, хотя варианты распределения были и другие, более привлекательные.

И теперь, оглядываясь в прошлое, понимаю, каким важным в моей судьбе был тогда мой первый трудовой экзамен.

Случилось так, что мне, вчерашнему выпускнику, пришлось через три дня после поступления на работу фактически исполнять обязанности начальника ОРСа. Сказать, что было трудно, значит, ничего не сказать. Нужно просто знать те северные места, чтобы понять, каково было обеспечить такие отдаленные друг от друга, от 20 до 80 км, поселки продуктами на весь год…

И этот год стал для меня серьезной школой, и опыт, накопленный в то время, очень пригодился мне в будущем.

Время требовало переучиваться заново

– Как случилось, что Вы попали в Энергодар?

– После года работы на севере были полтора года службы в армии, в группе советских войск в Германии. С армией у меня связаны одни из лучших воспоминаний. Служил я простым солдатом, начинал сержантом, а демобилизовался старшим сержантом. И армия стала для меня второй важной жизненной школой, которая закалила характер и помогла понять, что есть настоящая мужская дружба.

После армии вернулся домой и в 1986 году устроился на работу в Отдел рабочего снабжения Ровенской АЭС инспектором по торговле, затем директором универсама. А в 1990 году по переводу попал сюда, на площадку Запорожской АЭС, заместителем начальника ОРСа.

Это был уже достаточно противоречивый период – интересный и сложный одновременно. Тогда уже, в условиях развала большой страны, экономики, начала коммерциализации торговли, многое приходилось, что называется, постигать заново, учиться и переучиваться на ходу. Пришли новые времена, и они требовали новых подходов к делу, чему не учили в институтах. В торговле не хватало оборотных средств, все обесценивалось буквально на глазах, и зачастую просто нечем было заполнять полки магазинов и нечем выплачивать людям заработную плату. Люди старшего поколения помнят эти времена.

Тогда приходилось думать не о стратегии развития, а элементарно проходить школу выживания.

В условиях коммерциализации торговли, развала ОРСа как крупной торговой структуры и вывода из его состава ряда самостоятельных предприятий, нужно было думать о сохранении трудовых коллективов, опытных кадров, материально-технической базы предприятий и отлаженных связей. По-разному сложилась судьба предприятий, которые вышли из состава ОРСа – кто-то выжил, кто-то нет.

И все же, я думаю, наше предприятие прошло этот сложный путь менее болезненно, чем другие. И в первую очередь потому, что мы старались думать, прежде всего, о людях, о воспитании и переподготовке новых кадров, которые могли бы успешно работать в новых реалиях. Могу сказать, что с 1990 по 1995 годы нам удалось подготовить в высших учебных заведениях на заочных формах обучения до 30 молодых специалистов. Многие, конечно, в те тяжелые времена разъехались в поисках лучшей жизни, но костяк коллектива, его потенциал нам все же удалось сохранить.

Команда – сила, которая работает на успех

– Какие главные уроки Вы вынесли из тех времен? Каких принципов Вы стараетесь придерживаться по жизни?

– Прежде всего, я думаю, жизнь научила умению строить отношения с людьми, с коллегами и партнерами по бизнесу. И, конечно же, ощущению того, что ты работаешь в команде, и командный дух должен превалировать над всем личным.

Я никогда не сажусь за стол переговоров и не вступаю в дискуссию с уверенностью, что моя точка зрения единственно правильная. Это главное условие, чтобы быть понятым. Если общаешься с партнерами по бизнесу, то, в первую очередь, необходимо отслеживать интересы партнера, чтобы не потерять его интерес к тебе. Это простые, в общем-то, принципы, но им учит жизненный опыт.

Главное уметь найти здоровый компромисс, донести свою точку зрения и уметь выслушать и принять иную – так бы я сформулировал свой основной жизненный принцип.

Для любого руководителя, я думаю, самое сложное и самое важное – это сформировать команду и направить ее усилия на решение общей задачи. Если у людей разные цели и задачи, то удержать их в команде невозможно. И единство задач и целей заставляют их держаться в команде. Таким образом, появляется, скажем так, третья сила, которая работает на успех.

– Как бы Вы определили свое жизненное кредо?

– В моей жизни были разные периоды, и когда были успехи, и когда серьезные неудачи, и практически все нужно было начинать с нуля. Таким тяжелым периодом был 2000 год – и для меня, и моего коллектива. И вот тогда мне попалась в руки газетная публикация с любопытными мыслями одного опального российского бизнесмена. Он делил людей на две категории. Первая – те, кто под грузом неудач «ломаются», жалеют себя, начинают пить, искать причины неудач в других. Вторая категория – это люди, которые, ползком, на коленях, преодолевая себя, выкарабкиваются даже из самой глубокой ямы, поднимаются и идут дальше. Я себя отношу ко второй категории. Потому что у меня есть чувство ответственности перед собой, перед семьей, перед окружающими. И я исповедую такой принцип: если ты успешен, то в этом не столько твоя заслуга, сколько тех, кто рядом с тобой; а если тебя преследуют неудачи – ищи причины в себе. По-другому просто быть не может.
«Если не я, то кто?»

– Иван Игнатьевич, Вы сегодня состоявшийся руководитель. Энергодарцы знают Вас, как опытного хозяйственника, бизнесмена, который много сделал и делает для поддержки и развития в городе малого и среднего бизнеса. Что повлияло на Ваше решение идти во власть?

– До недавнего времени я был достаточно скептически настроен в отношении того, что, находясь во власти, можно что-то радикально изменить.

И побудил меня пересмотреть свои взгляды на политику именно Сергей Тигипко. Его идеи, подходы к принципам формирования команды единомышленников оказались близкими мне по духу. И я сознательно стал его доверенным лицом в период президентской избирательной кампании, стал его сторонником в построении партийной системы. Это первое.

Второе – быть рядом с Сергеем Тигипко интересно. Он дает возможность человеку реализовать себя, не дает себе успокоения тем, что «я прав – и всё».

И команду «Сильной Украины» в Энергодаре мы формировали именно по этим принципам. В основе ее формирования лежит понимание того, что каждый, кто в нее входит, может максимально использовать свой потенциал, может реально влиять на те или иные решения, и никто, скажем так, не «давит» своим авторитетом. Это помогает ставить реальные задачи и вместе идти к конкретной цели. В противном случае – это путь ошибок, путь в никуда.

Потребность идти в политику пришла с пониманием того, что заниматься только бизнесом, надеясь на то, что кто-то придет и что-то поменяет – не получится. Когда в стране и в городе не все в порядке, нужно самому пытаться что-то изменить. И тогда понимаешь: если не я, то кто же?

– И что же все-таки не так, на Ваш взгляд? Что необходимо поменять во власти, чтобы сделать город действительно экономически сильным, комфортным для проживания, с развитой социальной инфраструктурой? Что конкретно зависит здесь от мэра?

– Основную проблему я вижу в том, что органам власти Энергодара не удается консолидировать свои усилия совместно с громадой для решения злободневных проблем территории. И тому есть несколько причин. Главная, на мой взгляд, в том, что в предыдущие созывы люди шли в городской совет, во власть с целью управлять коммунальным имуществом, контролировать бюджетные потоки, участвовать в распределении земли. Это видно и сегодня по составу депутатского корпуса, в котором есть руководители коммунальных предприятий (а их там не должно быть, поскольку кто, как не совет, должен их контролировать). И как в таких условиях мэр может влиять на этих руководителей, когда они одновременно и его подчиненные, и такие же, как он, представители власти? Поэтому городской голова вынужден балансировать между интересами вместо того, чтобы консолидировать усилия местных органов власти.

До тех пор, пока мы не сделаем публичным распределение денежных потоков, подконтрольным не только мэру и депутатскому корпусу, но и общественным организациям, громаде, – до тех пор мы будем находиться в клубке коррупции.

Я убежден, что необходим коренной перелом в таких подходах формирования местной власти. И понимание этого есть у представителей всей команды, которая идет во власть от «Сильной Украины».

Сегодня я могу совершенно уверенно сказать, что ни один депутат, избранный в городской совет от нашей партии, не будет руководителем коммунального предприятия, не будет руководить бюджетной организацией и уж совершенно точно – не будет совмещать депутатство с работой заместителем городского головы или бюджетного учреждения. В этом состоит наш принципиальный подход.

Всех членов нашей команды мы подбирали по принципам: профессионализм, ответственность, успешность в той или иной сфере деятельности. У нас нет случайных людей, которые просто хотят «попробовать» себя в новом деле. Все, без исключения, пользуются авторитетом и уважением в своих коллективах, и за каждым стоят десятки, сотни людей, которые им верят. В этом смысле мы можем говорить о том, что энергодарская команда «Сильной Украины» – это действительно представители громады.

– Каким в Вашем понимании должен быть сильный Энергодар?

– Прежде всего, это город, в котором каждый горожанин уверен, что он сам сформировал власть, которая работает в его интересах. И он готов свою энергию, силы и время направить на то, чтобы совместно с этой властью строить свою жизнь. И тогда масса проблем, которые сегодня существуют в городе, будут решены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий